За этот роман о женщинах петербургский писатель Елена Чижова получила Русского Букера. Трех старух «из бывших», встретившихся в одной послевоенной коммуналке, прикипевших душой к матери-одиночке Антонине и вырастивших после ее смерти ее дочь, так и тянет сравнить с античными мойрами. И главная удача романа – в том, что там накрепко увязаны предметные реалии убогой советской повседневности – тяжелые баки, жар и чад, скользкое мыло, агрессивная толчея очереди за мукой (по два килограмма в руки) – и память о прошлом, отнюдь не идеальном, но и далеко не убогом. На сцене быт сведен к минимуму. Обиталище старух выглядит островком уюта с массивными комодами, белыми салфетками и занавесочками – художник Олег Головко поместил всю «коммуналку» на платформу, которая то кружится вокруг своей оси, то перемещается по сцене, то задвигается в дальний угол, когда на сцене появляется завод. Завод же – это штанкеты с рабочими-манекенами, нисколько не отличающимися от рабочих живых, это столы с красной скатертью для заседаний женсовета, терроризирующего героиню, и персонажи, изъясняющиеся оперным речетативом.
Спектакль Геннадия Тростянецкого, хоть и грешит немилосердной длиннотой (действие длится более четырех часов, временами надолго зависая на одной эмоциональной ноте), но конфликт в нем все же прослежен отчетливо. Он не нов, но из тех, что не устаревают: между антигуманной социальной (государственно) машиной – и частной жизнью как оазисом, в котором только и может вырасти подлинный человек. Ну и, надо отдать должное Тростянецкому, он не потерял и донес до зрителя еще и ключевую мысль книги Чижовой – о том, насколько женщины мудрее, сильнее и прекраснее оставшихся в живых мужчин.
Драматический |
12+ |
Геннадий Тростянецкий |
17 февраля 2012 |
3 часа 50 минут, 2 антракта |