Проект исландского художника Рагнара Кьяртанссона в формате живой скульптуры, созданный для Дома культуры «ГЭС-2».
Первая американская мыльная опера в России и самая долгая в истории ее телевидения, «Санта-Барбара» ознаменовала собой один из культурных феноменов постсоветского пространства 1990-х — приток импортных мелодрам. Население входило в шокирующий мир капитализма вместе с «Санта-Барбарой», опираясь на эмоциональный опыт, полученный во время ее просмотра. Вероятно, сериалы как явление действительно могли повлиять на культурную историю современной России.
Художественный метод Рагнара Кьяртанссона разворачивается вокруг театральности и ритуала и их общей черты — повторения и многократного воспроизведения. Он создает перформансы, фильмы, музыкальные произведения, картины и рисунки. В новой работе Кьяртанссон объединил свой интерес к исследованию роли прошлого в настоящем и к реконструкции событий через переживание эмоциональных символов и привязанностей.
Под руководством Кьяртанссона в «ГЭС-2» профессиональная киногруппа во главе с режиссером Асой Хельгой Хьорлейфсдоттир поставит на русском языке, снимет и выпустит около 100 эпизодов теленовеллы. Съемки каждой серии должны уложиться в сутки. Актеры, профессионалы и любители, будут работать как в театре: все сцены снимаются с единственного дубля. Декорации, костюмы и реквизит каждого эпизода воспроизводят — с нюансами в духе излюбленной Кьяртанссоном импровизации — те, что были использованы в оригинальном сериале.
Без остановки переснимая серию за серией на открытой для зрителей площадке, Кьяртанссон пишет своего рода масштабное историческое полотно, которое превращается в живую перформативную скульптуру. В таком методе он видит художественную задачу. Во многом ее определил интерес Кьяртанссона к тому, как ситуации и эмоции трансформируются с течением времени, и к изменениям, способным внезапно привести к возникновению эмоциональной общности.
Требующая титанического напряжения постановка будет реализована с присущими работам Кьяртанссона юмором, легкостью и готовностью принять любые условия, рожденные в несовершенстве ускоренного видеопроизводства. В грандиозных декорациях все механизмы театральной и киноиндустрии будут функционировать как зрелищная динамическая скульптура, синхронизируя прошлое с настоящим и будущим.
«Санта-Барбара» Рагнара Кьяртанссона — это еще и размышление о влиянии и соперничестве истории и современности, реальности и вымысла. Неоднозначность трактовок, сфабрикованные события, множественность псевдореальностей — все возникающие в перформансе приметы сегодняшних массмедиа становятся отправной отправной точкой программы «Святые Варвары, или Оба хуже».