Биография Ника Кейва, снятая в нетрадиционной манере постановочной документалистики. Вместе с художниками Иэном Форсайтом и Джейн Поллард певец инсценирует свой вынесенный в заглавие день на земле, вольно импровизируя на разные темы внутри выдуманного сценария. Кейв рассказывает мнимому психоаналитику про детство, первый секс и наркозависимость, катается по городу с Бликсой Баргельдом и Кайли Миноуг, репетирует «Higgs Boson Blues» и размышляет о творчестве. Кино, как и все, что делает Кейв, местами претенциозное, но красивое и заворажи вающее; миф в нем важнее фактов.
Документальный, Музыкальный |
16+ |
20 января 2014 |
23 октября 2014 |
1 час 37 минут |
20000daysonearth.com |
Ник Кейв продирает глаза, встает с постели, чистит зубы, одевается, отправляется на студию, а дальше на сеанс к психоаналитику. Камера и не думает притворяться, что снимает подлинного Кейва, — нам ясно дают понять, что чистку зубов сняли с десятого дубля, когда сумели наконец правильно установить свет. Почти сразу начинаешь понимать, что документальный фильм как бы про обыденную жизнь Ника Кейва — фейк. В принципе, это логично: авторы фильма известны в артистических кругах подобными реконструкциями, — правда, не обыденного, а уникального. Иэн Форсайт и Джейн Поллард занимались в 2000-е годы живыми ремейками исторических концертов — вроде последнего шоу Боуи с «Зигги Стардастом», чем заслужили целую главу в книге Саймона Рейнолдса «Ретромания». В фильме, однако, едва ли не главным реконструктором является сам Кейв — один из авторов сценария: где-то к середине диалога с психоаналитиком становится ясно, что это не певец Ник Кейв неловко пытается изобразить самого себя; это Кейв-человек придумывает, как выглядел бы его обычный день, если бы его проживал Кейв-миф. Его мир — это готический нуар с навязчивыми библейскими аллюзиями, в который встроена едва заметная ирония, драма, на которую сам автор смотрит с лукавым прищуром, здесь сражаются Бог и дьявол, но они на колесиках. Если Кейв чересчур театрально вспоминает о ранних концертах The Birthday Party — это не режиссеры лажают, это герой придумал такие правила игры. А потом внутри фильма вдруг что-то начинает пульсировать. Съемочная группа заезжает в студию, и Кейв наигрывает на рояле «Higgs Boson Blues» — РАЗ. В студию приводят детский хор, чтобы записать бэк-вокал для песни «Push the Sky Away» — ДВА. Музыканты The Bad Seeds собираются на репетиции — ТРИ. Музыка становится моментом истины, который прожигает все картонные декорации, она сильнее и подлиннее, чем мир кейвовской обыденности, она и есть его музей (о котором он в шутку говорит, разбирая архивы), который уже построен и всегда открыт. И фильм, который притворялся инсценировкой «одного дня из жизни», оказывается трансляцией главного, что есть в этой жизни, — волшебного светящегося зерна, которое и придает ей смысл и силы которого хватает, чтобы пробить человека насквозь — даже на расстоянии, даже через экран.