Начитанный сирота (Белл), влюбленный в пистолетик по имени Венди, создает «Клуб денди» - помесь подростковой секты со стрелковой секцией. Третий фильм красивого датского режиссера Винтерберга («Торжество», «Все о любви»), по сценарию его не столь красивого соотечественника Ларса фон Триера. Гимн молодым идеалистам, спетый, впрочем, не без издевки.
Драма |
Томас Винтерберг |
22 января 2005 |
1 час 45 минут |
dearwendythemovie.com |
В американском шахтерском городке, похожем на декорацию к вестерну, несколько подростков (мечтательный сирота, рыжий инвалид, закомплексованная девица и далее в том же духе) по ночам собираются в заброшенной шахте и любят оружие. Поскольку все они — убежденные пацифисты, любят они его платонически: изучают в учебниках огнестрельные раны и траектории полета пули, штудируют американскую историю, дают пистолетам ласковые имена. Каждый из новообращенных сектантов постепенно начинает находить в жизни какую-то прежде не видимую прелесть — а у единственной барышни так и вовсе увеличивается грудь.
Глава тайного общества Ричард (который сирота) пишет любовное письмо маленькому антикварному револьверу Венди, вспоминая, как они познакомились, сблизились, и что из этого вышло. Их роман пройдет все положенные стадии: равнодушие, сдержанный интерес, привязанность, одержимость, разочарование, воссоединение — словом, пока смерть не разлучит нас.
Почерк Ларса фон Триера, написавшего этот сценарий для своего младшего приятеля Винтерберга («Торжество»), читается без труда: место действия не менее условно, чем Догвиль и Мандерлай, персонажи тоже действуют, подчиняясь логике скорее литературной, нежели жизненной, и ледяная отстраненность автора, который — иногда не понять — то ли сочувствует, то ли издевается, соблюдена безукоризненно. В то же время понятно, что сам Триер такое кино снимать бы не стал — для него дети слишком легкая мишень. Менее амбициозный Винтерберг взялся — и правильно сделал: маленькая и неровная «Дорогая Венди» вполне реабилитирует его за глобалистский и в целом ужасный второй фильм «Все о любви». Винтерберг, несмотря на «Торжество», никакой не моралист, для этого он слишком хорошо выглядит; выступать сразу после «Слона» и «Боулинга для Колумбайна» со своим специальным датским вкладом в антиоружейную пропаганду было бы нелепо, и «Венди» — как раз случай трагедии, ставшей фарсом, и в большой степени формальное упражнение. Ну и прекрасно, — зато у Винтерберга есть, например, чувство юмора, очень способный директор по кастингу и оператор Дод Мантл, невероятно ловко снимающий тени. «Венди», как, впрочем, и последние триеровские работы — это своего рода анти-»Догма»: люди, придумавшие манифест, где среди первых пунктов были запрет на искусственное освещение и применение в кадре огнестрельного оружия, спустя десять лет делают фильмы, где освещение и оружие — вообще едва ли не главное (и это, конечно, гораздо лучше отвечает самой сути кинематографа).
У «Венди» нудноватый зачин — Винтерберг запрягает небыстро — и настраивает он не совсем правильно: самое важное тут не делать серьезного лица и вовремя понять, что смотришь, в сущности, кино про группу детей, решивших перевести через улицу пожилую негритянку с обрезом в сумочке.
Группа молодых людей из маленького шахтерского городка, условно считавшихся неудачниками и изгоями, собирается в некий клуб стиляг по увлечениям, основанный на любви к оружию. По этой теме читаются книги, поднимаются интересные исторические факты, смотрятся документальные фильмы. У каждого из участников появляется собственное оружие с именем, некоторые, как главный герой фильма, относятся к нему как к любимой женщине. Вместе с феноменально возросшими навыками в стрельбе, вырастает и уверенность в себе. В клубе свои пацифистские заповеди, на вроде не пальбы по живым мишеням, но нарушить заповеди, конечно же, придется. История, которую можно считать на самых разных уровнях, от противостояния привычного образа жизни с непривычным до конфликта отцов и детей. Сценарий Ларса Фон Триера, музыка группы The Zombies.
Про сюжет столько уже написано, что всё известно. Ведь, давно не было хорошего детского кино. Эротические комедии не в счёт. "Звезда сцены" не знаю насколько детский фильм. Но и хороших фильмов в 2005 году вообще не было. В том году я и "венди" не видел. Дело даже не в том, что кино - плохое. Это хорошее детское кино с отвратительно-омерзительным саундтреком. Друзья там конечно всё в стиле fashion, как поступают умные дети наверное вроде Марии Бильской, Ильи Ширшова, Эки Зыль, Светы Александровой, Максима Фурсова или ранее Миши Идова и Ромы Волобуева.
Понравилось и любителям фон Триера и тем, кто его ненавидит. Такая "косвенная стрельба". Только в конце сразу узнаётся его стиль. Ещё героиня Сьюзен показывает грудь, показывает как умеет.
Фильм про ребят с пушками про все на свете, эстетский, с любованием, с музыкой группы Зомбиз и костюмированными представлениями, фильм про отрочество, про детство, любовно отыгрывающий ностальгию до последней песни the way i feel inside, которая окончательно привязывает фильм к полярному Уэсу Андерсону -- tender age!
Когда говорят, что Ларс фон Триер антиамериканец, надо понимать, что он, скорее, антиголливудец. Когда говорят, что Догма – за приближение к жизни, это надо понимать как приближение к глубинам иллюзий, стоящих, чтобы их снять и посмотреть. Поэтому сколько ни делай из персонажей Триера подростков, сколько ни смягчай ситуацию, иллюзия от этого только выиграет. Начнем с того, что фильм не про американскую глубинку, а про американскую сказку про волшебную пушку-выручалку или, говоря по-русски, сказку о живой и мертвой пушке. Потому что ни на что американское это вообще не похоже. С самого начала фильм отдает скандинавской неторопливостью, продолжается немецкой скрупулезностью, а завершается английской песенкой. Все это напоминает рождение партитуры европейского, но отнюдь не американского рок-н-ролла. Американский тут антураж – городишко, полицейские, негры и стрельба. Все они ходячие декорации (негр – идиот и прагматик одновременно, «тот самый Слон» - толстый маршал с луженой глоткой, неумный шериф а-ля Хэнкс и неуемная гвардия псов, постоянно нуждающаяся в команде «еаsy!»). Расчерчивая пространство фильма на квадратики, странички и слайды, Триер и его подмастерье в который раз проводят непроницаемые грани между реальностью и мечтой, а не между Америкой и Европой. Поэтому главный гвоздь этой новой Найсландии – выжившая из ума негритянская Арина Родионовна. Выйти в соседний дом попить кофе с пушкой наперевес и слепыми глазами безошибочно нащупать мишень – это круто, это и есть – Догма. Или Денди, как вам больше нравится. Все мы немножко лузеры, особенно подростки. Все мы немножко «догматики», особенно в жизни. И любим своих Венди. Вот, собственно, и дальнейшая судьба перспективного направления в кино.
Фильм бросает тайную перчатку Килл-Биллу: он не реанимирует веру в комикс, он реанимирует комикс в вере.
Куплю кассету и подарю сыну на 15-летие. Посмотрим вместе!
Дорогая Венди. Так уж вышло, что редкий мужчина видит в девушке её суть. Обычно первые выводы делаются после внешнего осмотра. Я не такой. Уже в начале фильма я перестал смотреть на твою безупречную... губительную внешность. Ты не такая. Ты просто играла эту роль. Дорогая Венди, ты есть воплощение самой ИДЕИ. И если меня попросят дать имя ВДОХНОВЕНИЮ - я тоже назову его Венди. А почему бы не назвать твои именем СМЫСЛ ЖИЗНИ (от нового имени его суть не сильно изменится)? Я хочу сказать, что в этом фильме ты показала себя во всех вышеперечисленных проявлениях, столь близких и интуитивно понятных не только для "Марк Твеновских" мальчишек из "американского Ничто", но и для меня, моего соседа по креслу, для гасконца д'Артаньяна и для варвара Конана из Кимерии, и для людей, выходивших на баррикады 14 июля 1789 года. В каждом из нас есть место для тебя, дорогая Венди. Ты зажигаешь нам сердца, даешь в попутчики страсть и огонь во взгляде, посылаешь на самые великие подвиги в жизни. И неважно, какое обличие ты примешь, главное, что ты есть. Служить тебе великое счастье. Любить тебя - великая мудрость. Я безумно рад, что про тебя сняли фильм. Именно про тебя, дорогая Венди, а не про объекты твоего влияния. Я сожалею, что кому-то ты раскрылась только с внешней стороны. Но ведь это неважно, правда? Ты всегда была, есть и будешь. Или даже скорее благодаря тебе всё было, есть и будет. И напоследок, дорогая Венди, хочу попросить тебя исполнить мою просьбу: Я хочу умереть от твоей руки и никак иначе.