Трагикомедия |
16+ |
15 июля 2011 |
1 час 47 минут |
Добрый фильм, смотрится легко. Притягивает интересными сюжетами из жизни. Особенно иронично для меня было смешение русской музыки с их действительностью.
По сюжету бывший рабочий разорившегося сталелитейного завода, вынужденный зарабатывать на хлеб игрой на похоронах и свадьбах, разводится с женой, но хочет, чтобы его дочь жила с ним. Девочке нравится заниматься на фортепиано, и она соглашается остаться с тем из родителей, кто купит ей инструмент. Не найдя денег на новое фортепиано, герой принимает решение изготовить его самостоятельно, на том самом разрушенном заводе, где он некогда работал.
Не смотря на то, что картина китайская и посвящена жизни китайской глубинки, она пронизана аллюзиями на русские (советские) реалии. Прежде всего, это русская музыка, причем преимущественно фольклорного жанра («Любэ» тоже верстается под нечто исконно русское народное). По идее, эта музыка должна звучать предельно инородно и абсурдистки, но нет, страдающая, неприкаянная, выпивающая и шабутная душа обнаруживается и в Поднебесной. Такая же разруха, неизвестность, нищета и вера в светлое будущее. Тот же общинный дух, пьяные посиделки с песнями и безотчетная тоска по прекрасному. Тот же уход посредством музыки в воображаемый мир из удручающей действительности.
Фортепиано в данном случае становится многоликим символом. Это, с одной стороны, и заветная цель, вдруг найденная наглядная ступень к счастью – будет инструмент, сохранится и семья. Это и символ хорошего образования, которое герой стремится дать своей дочери. Но, на мой взгляд, здесь обнаруживается и более глубинная метафора. Постройка этого инструмента, по сути, непонятного и чужеродного для культуры этих людей, на полуразрушенной фабрике – не образ ли это построения нового общества под прессом глобализационных процессов, обрушивших предыдущую идеологию? Самое интересное, что герою, сколотившему рабочую бригаду из друзей, всё-таки удается сделать инструмент, и даже не фортепиано, а целый рояль – с железным корпусом, красной декой и желтыми клавишами. Но дочь всё равно остается с матерью, а музыка, исполняемая на этом рояле, плывет фальшивым гулом.