Триллер, Ужасы, Криминальный |
18+ |
Фрэнк Халфун |
25 августа 2012 |
21 марта 2013 |
1 час 25 минут |
Застенчивому Франку (Вуд) от легкомысленной покойной матери осталась мастерская манекенов и целый букет детских травм. Теперь он ходит по Лос-Анджелесу с огромным ножом за пазухой, высматривает фигуристых девушек и снимает с них скальпы, которые потом прикрепляет к манекеньим головкам, чтобы с ними приятнее было общаться. Единственная, кого Франк сразу не решается скальпировать, — француженка Анна (Арнезедер), фотограф, до известной степени разделяющая его любовь к неживой материи.
Легкий французский акцент появился тут неспроста: продюсер и сценарист «Маньяка» Александр Ажа в конвейерном порядке осмысляет американские B-movies времен своего рождения («Пираньи», «У холмов есть глаза»). Оригинальный «Маньяк» 1980 года — копеечный слешер и своеобразный памятник эпохе: дурное, косое, но дьявольски изобретательное и проникнутое искренней любовью к своему предмету трэш-кино. В плане искренности, равно как и дурноты, ремейк вполне ему под стать, но эпоха, конечно, поменялась; кому бы сейчас пришло в голову назвать фильм про маньяка — «Маньяк». А на смену корявому рукоделию старых мастеров пришел бодрый глянец французских «новых страшных», пусть и с ностальгическим синтезаторным саундтреком. Формальный прием, тридцать лет назад использованный по касательной, развернут на весь фильм: он целиком снят как бы с точки зрения главного героя, так что Элайджу Вуда мы видим только в зеркальных поверхностях (которых, впрочем, не так мало), и хлопочет он в основном голосом, а не лицом. Что любопытно работает на идею фильма: нам предлагается буквально влезть в разрываемую мигренями голову убийцы, полностью идентифицироваться с пусть несчастным, но чудовищем. Другой вопрос, что драматургия в этом стилистическом упражнении остается на пещерном уровне, и в голове этой звенящая пустота — как выяснится в знаменитой финальной галлюцинации, манекеном, в сущности, является и сам маньяк.