Посмотрела балет "Татьяна" Джона Ноймайера. Героиня Пушкина вышла у создателя неадекватной мечтательницей, состоящей из светлых и мрачных мигов восторга. Но даже у неадекватной, восторженной, мечтательной хватило разума понять, что мечта должна остаться мечтой, а жизнь жизнью. Ангел-вампир Онегин, выросший из Татьяниной мечты, в финале в ее же мечту уходит... так и не став реальностью.
А Пушкин писал о живом мужчине, которому хватило воли, ума и чувств шагнуть в сторону от своей эфемерной жизни. В балете Ноймайера Онегин - собственность женской души, плод ее голодного вымысла, игра грустного воображения девочки-женщины, тот же мишка - иллюзорный друг и соглядатай детских снов, с которым сладко даже смотреть кошмары.
Финал балета Ноймайера - Татьяна сидит на подоконнике. Она одна. Окно распахнуто в ночь. Занавес между ней и Онегиным опустился.
Впрочем, ее одиночество под вопросом. Если, как многие думают, одиночество - пустота, покинутый всеми дом, перед нами все же наполненный, а не опустошенный образ... в доме ее души есть жизнь, он не пуст, если посмотреть внутрь героини ее же глазами - там девочка Таня, Онегин, детство, няня, книги, боль, любовь... И кажется, именно так - ее глазами - и старался смотреть и ставить смелый реформатор балета и нежный, как зверь, интерпретатор Пушкина, превративший "Онегина" в женскую поэму - Ноймайер.
PS "Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы". Федор Достоевский