Новый фильм турка Нури Билге Джейлана, получившего в 2003 году каннский приз жюри за «Отчуждение». Лента посвящена медленному распаду семьи университетского профессора (которого играет сам Джейлан) и тележурналистки (которую играет жена Джейлана).
Мелодрама |
Нури Бильге Джейлан |
21 мая 2006 |
1 час 41 минута |
climatesmovie.com |
Античные развалины под палящим турецким солнцем. Среди мраморных обломков не спеша пробирается молодая женщина (Эбру Джейлан). Меж рухнувших капителей виден ее муж (Нури Билге Джейлан, режиссер и сценарист фильма), смотрящий в видоискатель камеры. Они сближаются, он спрашивает: «Тебе скучно?» Она говорит: «Нет» — отходит в сторону и начинает тихонько плакать. Вслед за этой обыденной ложью последуют еще многие: летом на море, дождливой осенью в стамбульских квартирах и книжных магазинах, зимой в засыпанном снегом местечке на востоке Турции. За полгода университетский профессор Иса и арт-директор телесериалов Бахар похоронят последнюю надежду вернуть любовь.
Турок Джейлан — мастер неброского, раздумчивого фестивального кино. За прошлый свой фильм «Отчуждение» он получил приз каннского жюри, за этот — приз ФИПРЕССИ в тех же Каннах. При этом смелости в нем явно хватит на десяток рисковых голливудских продюсеров: снять настолько беспросветный фильм о любви с самим собой и своей женой в главных ролях мог только очень бесшабашный мужик. Как, впрочем, и посвятить его их общему сыну. Как, впрочем, и решиться в качестве собственного актерского дебюта на огромную, но очень немногословную роль совсем неоднозначного человека, на которой при этом держится весь его фильм. В этой странной игре с огромными ставками и сравнительно ничтожным выигрышем Джейлан, тем не менее, победил: «Времена года» с их черепашьим ритмом, тяжелыми паузами и дотошным реализмом чувств получились не то чтобы ни на что не похожим, но очень хорошим фильмом. Про Турцию тут вам не расскажут — жизнь турецкого профессора, видно, как две капли воды похожа на жизнь профессора из Франции, Германии или, скажем, Португалии, — но вот про жизнь вообще могут. Только непонятно, что именно: способность Джейлана общаться со зрителем на уровне эмоций и душевных импульсов приводит к тому, что после финальных титров каждый остается со своим, вполне определенным, но глубоко личным представлением о сюжете и развязке. Кто там кого обидел, кто дал слабину и кому из героев теперь хуже — ответы на все эти вопросы зависят исключительно от вашего личного опыта. И это очень грустно.